TY - JOUR TI - Диагностика реальной структуры образовательной организации T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - реальная структура организации KW - социальная сеть KW - профессиональный капитал KW - профессиональные связи KW - человеческий капитал KW - социальный капитал KW - школы AB - Ушаков Константин Михайлович - доктор педагогических наук, профессор Института развития образования НИУ ВШЭ. E-mail: konst@direktor.ruПонятие «реальная структура школы» интегрирует формализованные и неформализованные профессиональные отношения в образовательной организации. В статье рассматриваются как основания, так и инструментарий, позволяющий оценивать реальные устойчивые профессиональные связи в организации, их конфигурации и иные характеристики, свойственные сетевым структурам. Автор исходит из предположения о простоте (низком уровне сложности) реальной структуры школы, которая рассматривается как социальная сеть. Низкий уровень сложности сети может быть существенным препятствием на пути развития конкретной организации, а усложнение реальной структуры является важным ресурсом увеличения эффективности образовательной деятельности и способствует наращиванию социального и, как следствие, человеческого капитала школы. Проведен пилотный этап исследования на базе пяти российских школ из разных регионов. Показано, что реальные структуры взаимодействия в них действительно характеризуются низким уровнем сложности: в школьных коллективах доминируют односторонние связи, доля взаимных связей незначительна, типичной конфигурацией взаимных связей является диада, присутствие триад крайне ограниченно. AU - К. М. Ушаков UR - https://archive_vo.hse.ru/2013--4 /113211412.html PY - 2013 SP - 247-260 VL -